План
профориентационной работы ГУ «Петровская основная школа»
на
2017 – 2018 учебный год
Цели
· оказания профориентационной поддержки учащимся
в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной
деятельности.
· выработка у школьников сознательного отношения
к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы
деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом
требований рынка труда.
Задачи
· получение данных о предпочтениях, склонностях
и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
· обеспечение вариативности профильного обучения
за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках
курсов по выбору и в воспитательной работе;
· поддержка некоторых групп школьников, у которых
легко спрогнозировать сложности трудоустройства (дети группы риска, дети из
неблагополучных семей);
Реализация плана предусматривает активное участие
педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей,
сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении
профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в
регионе профессиональных кадров.
Современная экономическая и политическая обстановка
заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным
психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально
меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается
напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и
ответственность.
Профориентационная работа занимает важное место в
деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической
системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо,
чтобы каждый выпускник школы находил возможно более полное применение своим
интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы в поисках своего места в
системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую
пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное
занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих
определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей
обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация - система
общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки
к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий,
обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная
деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к
сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в
достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или
иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на
2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе - это система
учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого
объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках
профессий.
В школе профориентационная работа проводится
администрацией учреждения, классными руководителями, библиотекарем, медицинским
работником, учителями-предметниками, педагогом-психологом.
Главные задачи их деятельности по профориентации
учащихся:
сформировать положительное отношение к труду;
·
научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
·
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными
качествами;
·
научить анализировать свои возможности и способности,
(сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей
своей личности)
Основными направлениями профориентационной работе в
школе являются:
·
Профессиональная информация.
·
Профессиональное воспитание.
План работы осуществляется поэтапно с учетом
возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и
методах работы в начальной, основной, средней школе.
Профессиональная консультация
Профессиональная информация включает в себя сведения о
мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека,
существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения
профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя
формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность
педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы
побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной
работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил.
Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и
способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные
знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно,
чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование - изучение личности
учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.
Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы
работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение
результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление
психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы могут быть следующие:
профориентационные уроки;
экскурсии;
классный час по профориентации;
встречи со специалистами;
профильные курсы по выбору;
родительские собрания по профориентационной тематике и
т.д.
1-4 классы
Мир профессий
- Знакомство с профессиями родителей.
|
- классные часы-встречи - рассказ о профессии |
- Формирование положительного отношения к трудовой деятельности.
|
- беседы о труде - внеклассные мероприятия - профориентационные игры |
- Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессий.
|
- составление каталога профессий - профориентационные игры - классные часы-встречи
|
- Часы школьного компонента: кружки, предметы по выбору. |
- информатика в играх и задачах - развитие речи |
5-7 классы
Вопрос выбора будущей профессии является приоритетным
для подростков. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем,
кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное – не растеряться,
сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям.
Как указывалось выше, проведение тренинга является одним из наиболее
привлекательных способов предоставления возможности подросткам осмысления целей
и планирования своей деятельности в рамках будущей профессии, а также
построения системы отношений с другими людьми.
Самоопределение в области «человек – труд -
профессия»
- Формирование основ профориентационной направленности. |
- анкетирование учащихся - психологическое тестирование индивидуальных психологических особенностей учащихся (диагностический минимум) |
- Осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий.
|
-психологические тренинги, тестирование, фронтальные занятия с элементами тренинга - классные часы - профориентационные игры. |
- Часы школьного компонента: элективные курсы, кружки, предметы по выбору
|
|
Предпрофильная подготовка
Основная задача предпрофильной подготовки – подготовка
к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной
деятельности.
8-9 классы
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Согласование учебного плана предпрофильной подготовки на 2017-2018 уч. г. |
август |
Хлыстун Т.П Ганин С.В |
2 |
Подготовка к профильному обучению |
В течение года |
Классные руководители, педагог-психолог, Завуч. |
3 |
Организация экскурсий в учебные заведения, предприятия, учреждения и организации. |
В течение года |
Классные руководители |
4 |
Родительские собрания в 9 классах: организация курсов по выбору, выбор дальнейшего образовательного маршрута и профиля обучения в 10-м классе |
В течение года |
Зам. по У.Р, классные Руководители |
5 |
Участие в предметных олимпиадах.
Оформление стендов по профориентации. |
В течение года |
Учителя предметники, Классный руководитель 9 класса |
6 |
Диагностика способностей и склонностей для выработки рекомендации учащимся и родителям по выбору профессий |
В течении года |
Хлыстун Т.П |
7 |
Подведение итогов за год. |
май |
Хлыстун Т.П Ганин С.В |
Общешкольные мероприятия
Сроки |
Направления деятельности |
Ответственные, Участники. |
В течение года |
-Сбор информации об учебных заведениях. -Организация и проведение профориентационных игр. -Встречи с представителями разных профессий. -Участие в конкурсах профориентационной направленности. Консультации медработников по вопросу соответствия прогнозируемой профессии и состояния здоровья ребенка. Организация социальных форм работы по оказанию помощи одиноким престарелым людям |
Классные руководители,
Педагог-психолог
Классные руководители,
Педагог-организатор.
Школьный медик,
Педагог-организатор.
|